Меню
Об иконе без суеверий

Иконография святителя Николая Чудотворца

Об иконе без суеверий

Святитель Николай Чудотворец - один из самых любимых святых во всем христианском мире. Образы этого святого на втором месте по распространению после икон Богородицы. Но с самими изображениями далеко не всегда все так просто и однозначно.


В этой статье мы детально разберем: из чего складывается иконография святителя Николая, какие элементы должны присутствовать на иконе, а какие, наоборот, не должны и почему.

Что влияет на иконографию Николая Чудотворца


Портретов и фотографий святителя Николая, разумеется, не существует. На что же опирались древние мастера при изображении святого?

Иконография святителя Николая Чудотворца

1. Возраст - старец


Согласно житию, Николай Чудотворец жил долго и умер в преклонном возрасте, поэтому изображается он всегда старцем с седой бородой. Более точные детали: то, что борода короткая, например, а волосы чуть ниже ушей, - опираются, по всей видимости на устное предание, позднее зафиксированное в иконописных подлинниках.

2. Лик святости - святитель (архиепископ)


Святитель Николай был архиепископом города Миры в Ликии, и этот факт накладывает самый значительный отпечаток на его иконографию. Святой всегда изображается в богослужебном облачении архиерея и с атрибутами епископского служения в руках.

3. Время жизни - IV век


Жил святитель по преданию в IV веке, что тоже очень важно иметь ввиду. Дело в том, что одежды священнослужителей менялись с течением времени, и облачения епископа 4 века и 20 века имеют весьма значительные отличия, о которых мы поговорим ниже.

Основные атрибуты изображения святителя Николая


Иконографию Николая Чудотворца удобнее всего рассмотреть на примере его ростового изображения - на нем можно увидеть все обязательные элементы.


  • подризник - нижняя богослужебная одежда священнослужителей: длинная и, как правило, светлая рубаха до пят с длинными рукавами.

  • поручи - обязательный атрибут богослужебного облачения всех священнослужителей: зарукавья из плотной ткани на шнуровки, предназначенные для стягивания рукавов подризника на запястьях.

  • епитрахиль - обязательный атрибут богослужебного облачения священников и епископов: узкая лента с крестами, которая надевается на шею и спускается спереди обоими концами почти до самого пола.

  • палица - обязательный атрибут богослужебного облачения епископов: ромбовидный плат, привешиваемый на ленте на уровне бедра.

  • фелонь (она же риза) - обязательный атрибут богослужебного облачения священников сегодня, а в древности также и епископов: широкий свободный плащ с вырезом для того, чтобы можно было надеть его через голову.

  • омофор - символ епископского служения и обязательный атрибут богослужебного облачения: широкая лента с крестами, перекинутая через лечо, в древности почти всегда белого цвета.

  • Евангелие - также является символом служения епископа: изображается на иконах святителей, как правило, закрытым и в левой руке, которая, в свою очередь накрыта полой фелони, омофором или просто отдельным платом в знак почтения к святыне.

  • благословляющий жест правой руки - у святителей правая рука чаще всего изображается в именословном перстосложении: пальцы сложены таким образом, что образуют собой монограмму "IС ХС".

Другие варианты одежд Николая Мирликийского и их уместность


До определенного периода святителя Николая изображали только так, как описано выше. Однако со временем в его иконографии появляются дополнительные детали, это:

  • митра - головной убор в виде шапки, украшенной драгоценными камнями, жемчугом, золотом, мехом и миниатюрными иконами
  • саккос - верхняя богослужебная одежда в виде широкой рубахи чуть ниже колен с широкими длинными рукавами
  • крест и/или панагия на цепочке поверх всех одежд

Иконография святителя Николая Чудотворца

Все эти элементы исторически являются атрибутами византийских императоров, которые они могли нередко жаловать своим приближенным в качестве почетных даров. Такие дары делали они и епископам. В качестве обязательных деталей епископского облачения митра, саккос и крест с панагией начинают использоваться в период между XV и XVII вв.

Николай Чудотворец жил в IV столетии и, конечно же, этих одежд не носил. Его изображения в митре, саккосе и с крестом или панагией на груди, как правило, датируются не ранее XVII века. Связано это с тем, что к этому времени эти одежды уже стали для епископов обычными и повсеместными, а иконописцы изображали то, что видели вокруг себя.



Значит ли это, что иконы с подобными одеяниями святого не имеют права на существования? Конечно же, нет. Да, с точки зрения исторической достоверности это ошибка и довольно существенная. Сегодня, когда история богослужебных облачений хорошо изучена и мы знаем, что мог и чего не мог носить святитель Николай, писать его в митре или саккосе, скорее, неуместно. Именно такого принципа мы придерживаемся и у себя в мастерской при создании образов этого святого. Но если кому-то хочется заказать точное повторение какого-то старинного образа, на котором присутствуют упомянутые детали, это тоже вполне допустимо.

Что касается старинных икон, то многие исторические не соответствия на них имеют свою ценность. Например, появление образов святителя Николая в саккосе и митре наглядно иллюстрирует процесс развития богослужебных облачений в Церкви. В этом отношении, каждая такая икона - значимый документ своей эпохи.


PS: на видео вы можете посмотреть процесс реставрации одной из старинных икон Николая Чудотворца, выполненный в нашей мастерской.